Петербург хотят окружить торговыми и офисными комплексами

Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Антон Финогенов выступил с инициативой на прошедшей стратегической сессии


Ленинградская область выступила с нестандартной инициативой, с одной стороны, решающей проблемы жителей новостроек в сопредельных с Петербургом районах (Мурино, Кудрово и пр.), с другой - облегчающей налоговые трудности региона, с третьей - способной поддержать девелоперский бизнес. Ее высказал на прошедшей на днях стратегической сессии первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, экс-директор петербургского Института «Урбаника» Антон Финогенов.

По его замыслу, пограничные с Петербургом территории необходимо насытить коммерческой, торгово-досуговой, деловой, гостиничной недвижимостью. Если торговые и офисные центры строятся на окраинах города, то смежные районы области уже де-факто стали такой окраиной, и большой разницы для девелоперов нет. Льготы, которые готова предоставить инвесторам такого строительства Ленобласть, подтолкнет бизнес к переходу административной границы регионов, объясняет он.

Автор предложения объяснил причины, по которым оно важно для обоих субъектов РФ, и назвал условия, при которых такая программа действий может быть реализована.

«Мы посчитали, что необходимы новые решения для устранения дисбалансов в развитии агломерационных территорий, то есть тесно взаимосвязанных земель у границ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эти дисбалансы накапливаются в течение последних нескольких лет: Ленинградская область вышла на одно из лидирующих в РФ мест по объему ввода в строй жилья на душу населения, но при этом большинство новых жителей работает в Петербурге, а все социальные услуги им обязана обеспечить область. Это ведет к ускоренному росту бюджетных расходов на этих территориях при дефиците источников бюджетных доходов. Иными словами, население растет очень быстро, а налогооблагаемая база в виде юридических лиц, платящих налог на прибыль, налог на имущество, обеспечивающих поступление НДФЛ со своих сотрудников, растет медленно. И стало очевидно, что только индустриальными парками, даже если мы серьезно ускорим их развитие, эти противоречия снять не получится.

Вообще, в регионе уже формируется постиндустриальная структура занятости: основная часть населения, и особенно это касается пригородной зоны вокруг Петербурга, работает в непромышленном секторе экономики. Кроме того, современные индустриальные предприятия очень отличаются от заводов ХХ века - гигантов, ради обслуживания которых строились, в том числе и в Ленинградской области, целые города. Эти новые предприятия эффективны с точки зрения производительности труда: там счет сотрудникам идет на десятки, в редких случаях на сотни. А нам нужно создавать несколько тысяч высококвалифицированных рабочих мест ежегодно. Это особенно касается быстрорастущих поселений - таких как Сертолово, Мурино, Девяткино, Всеволожск, Кудрово, Гатчина. Там живут люди, которые предъявляют спрос на рабочие места городского типа, а предложить нам им зачастую нечего - только работу в бюджетных организациях и малых предприятиях на первых этажах жилищных комплексов.

Деловая, гостиничная, торгово-развлекательная недвижимость формирует основную занятость в XXI веке. Мы предлагаем начать программу создания такой недвижимости в агломерационной зоне со строительства многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе автобусных хабов и популярных железнодорожных станций. Раз все равно необходимо строить эти узлы, то логично делать их общественно-деловыми локациями. Тем более, что транспортная доступность до центра Петербурга, КАД, аэропорта - принципиальное условие конкурентоспособности деловой недвижимости. И мы рассматриваем варианты стимулирования приход юридических лиц, желающих работать рядом с кольцевой автодорогой или в быстрорастущих агломерационных городах Ленобласти. Мы также анализируем механизмы поддержки проектов коммерческой недвижимости: как в рамках распространения действующих механизмов ГЧП и мер поддержки для индустриальных парков, так и через внедрение новых, - например, возвратное налоговое финансирование (TIF). Через TIF регион и инвестор могут получить возврат сделанных в конкретные проекты инвестиций за счет поступлений налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций, привязанных к конкретным ТПУ, дополнительных налогов, обеспеченных ростом капитализации окружающих территорий. Таким образом, для регионального бюджета это будет прозрачный и предсказуемый процесс.

Главным аргументом против этой инициативы является неблагоприятная конъюнктура на рынке коммерческой недвижимости. Но неблагоприятный цикл длится уже долго. Когда так происходит, постепенно накапливается дефицит площадей, который постепенно меняет тренд на противоположный - формируется большая неудовлетворенная потребность и начинается рост рынка. Мы, используя те или иные меры поддержки, придадим этому зарождающемуся тренду дополнительный импульс.

Кроме того, есть достаточно много собственников территорий под общественно-деловую застройку вдоль КАД. И эти участки годами стоят невостребованными - либо их пытаются перевести под жилую функцию, либо они остаются просто заброшенными. Для девелоперов таких участков будет интересно ввести свой актив в экономический оборот, так что они будут союзниками нашей инициативы.

Мы готовы к дискуссии с бизнесом на эту тему - в том числе к обсуждению тех льгот, которые реально будут стимулировать инвесторов к реализации проектов коммерческой недвижимости в агломерационной зоне Ленобласти. Сейчас таких проектов у нас практически нет», - сообщил Антон Финогенов.

 

Источник: https://www.rbc.ru/spb_sz/07/02/2019/5c5c13bd9a7947a67c85301b?from=main


© 2017-2019 гг. Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "ЛенКадОценка"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenkadastr.ru обязательна.