В случае выявления технической ошибки в записях или реестровой ошибки, а также при наложении(пересечении) границ участка на границы другого участка

 

Техническая ошибка - (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 1 статьи 61 Закона о регистрации).

 

Реестровая ошибка - воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона о регистрации).

 

Заявление об исправлении технической ошибки представляется по выбору заявителя:

1) в форме документа на бумажном носителе при личном обращении:

- в орган регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);

- к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте;

- через многофункциональный центр по предоставлению государственных или муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте;

2) в форме документа на бумажном носителе, направляемого в орган регистрации прав посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте;

3) в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", направляемого в орган регистрации прав через:

- единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

- официальный сайт;

- с использованием веб-сервисов.

Заявление об исправлении технической ошибки в форме документа на бумажном носителе подписывается собственноручной подписью правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также иных лиц в предусмотренных Законом о регистрации случаях.

 

При этом, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

 

Таким образом, техническую ошибку в записях и реестровую ошибку возможно исправить как в досудебном, так и в судебном порядке. Зачастую не каждый правообладатель смежного земельного участка согласен исправить выявленную ошибку путем переговоров, считая, что местоположение границ его земельного участка установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В данном случае не остается иного пути, как обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

При обращении в суд нужно обратить внимание на следующее.

В качестве способа судебной защиты заинтересованного лица избираются различные требования, например:

- обязать правообладателя смежного земельного участка внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка;

- о снятии с кадастрового учета земельного участка;

- о признании недействительными результатов межевания и исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости;

- об исправлении технической ошибки в записях или реестровой ошибки и другое.

Но все это, конечно же, зависит от конкретного случая и обстоятельств дела.

Практика разрешения судами такой категории споров не единообразна, и по одним и тем же обстоятельствам суды делают различные выводы.

Очень важно правильно определить участников, которых необходимо будет привлечь для рассмотрения дела в суде. Из анализа сложившейся судебной практики следует, что в качестве ответчиков в первую очередь привлекаются правообладатели смежных земельных участков, в отношении границ которых выявлено наложение, а в качестве третьих лиц - в основном орган кадастрового учета.

В качестве доказательства рекомендуется ссылаться на заключение кадастрового инженера о выявленной кадастровой ошибке, которое в итоге может быть положено в основу решения суда. Землеустроительная экспертиза имеет особое значение для правильного разрешения такой категории дел и для вынесения судом исполнимого решения, поскольку позволяет верно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно:

- имеет ли место наложение границ;

- какова площадь наложения;

- возможные причины наложения и способы его устранения.

При подтверждении наличия наложения границ земельных участков экспертами данное заключение, скорее всего, будет положено в основу судебного решения по делу.

Обращаясь к проблеме изменения местоположения границ земельного участка в судебном порядке, хотелось также обратить внимание на следующее.

 

Кроме того, Кадастровая палата напоминает, что можно изменить конфигурацию земельного участка с помощью специального механизма – процедуры перераспределения.

Перераспределение участков - это один из способов образования земельных участков (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса). То есть, перераспределение выгодно в том случае, когда соседи не хотят продавать свою землю, а хотят всего лишь изменить границы своих участков.

В результате перераспределения из соседних участков образуется несколько других земельных участков, а существование исходных – прекращается. Площадь земельных участков, образуемых при перераспределении, по соглашению сторон может отличаться от площади земельных участков, из которых они образованы: один из собственников участков может по взаимной договорённости присоединить часть смежного земельного участка, либо передать неиспользуемую часть своего участка соседу.

Кадастровая палата обращает внимание, что перераспределить можно только те участки, для которых ранее была проведена процедура межевания. Связано это с тем, что:

• наличие в кадастре сведений о координатах поворотных точек и точной площади земельных участков позволяет гарантировать соблюдение имущественных прав собственников.

• межевание вновь образованных участков является необходимым этапом юридического оформления процедуры перераспределения, так как закрепление границ гарантирует правообладателям отсутствие ошибок при начислении земельного налога, возможных административных штрафов за самовольный захват территории, а также защиту в случае возникновения земельных споров.


© 2017-2019 гг. Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области "ЛенКадОценка"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenkadastr.ru обязательна.